Портфолио ученика
Одним из таких методов оценивания является
портфолио. Портфолио (в широком смысле этого слова) – это способ
фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Он
относится к ряду "аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных
оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания.
Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в
развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять
её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать,
усовершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для
достижения собственного прогресса.
Портфолио
не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
–
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
–
поощрять их активность и самостоятельность,
–
расширять возможности обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и
оценочной деятельности учащихся;
–
формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
– и как
результат:
–
способствовать повышению качества образования в целом.
Цель
программы – создание
индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном
подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.
Основные
задачи курса:
–
создать эмоционально-комфортную образовательную среду;
–
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
– изучить интересы, потребности и склонности учащихся;
–
изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения
в учебной и досуговой деятельности;
–
соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе
совместной работы педагога-психолога с учеником;
–
информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора
образовательного маршрута;
–
способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и
осознанного принятия решения;
–
изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения
в учебной и досуговой деятельности;
–
соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе
совместной работы педагога-психолога с учеником;
СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ НАКОПИТЕЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПАПКИ
1. Титульный
лист (обложка).
2.
Содержание:
I раздел «Мой
портрет»;
II раздел «Портфолио документов»;
III раздел «Портфолио работ»;
IV
раздел «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).
Раздел
I. Информация о владельце портфолио.
Мой
портрет – цели, самоанализ,
результаты психологических диагностик, автобиография.
Включает в
себя личные данные
учащегося, ведущего портфолио (автобиография).
В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики, информация,
помогающая ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы
саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Ученик ежегодно проводит
самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует
достижения. Также проводит самоанализ итогов года.
Самоанализ
можно проводить на первом классном часе, а затем заполненный лист вкладывать в
рабочую папку (портфолио). Интересно анализировать: происходят ли изменения в
рассуждениях ребенка, остается он на твердых позициях или его размышления
меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.
Раздел II. Официальные документы.
Портфолио
документов –
комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных
достижений.
В этом
разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов (все
имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие
индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в
предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах,
сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и
т. д.)
В данном
разделе допускается представление копий документов.
Каждый
документ этого раздела оценивается баллом в соответствии с принятой в данной
муниципальной образовательной сети шкалой оценки.
На
основании этих документов оформляется вкладыш в аттестат об основном среднем
образовании.
Раздел III. Творческие работы, курсы по
выбору.
Портфолио работ – комплект различных
творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника.
Портфолио работ может включать в себя:
– проектные работы (тема проекта,
описание работы, текста работы в печатном виде);
– исследовательские работы и рефераты (исследовательская
работа, реферат, использованная литература);
– техническое творчество: модели,
макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
– работа по искусству (дается
перечень работ, фиксируется участие в выставках, в театре, оркестре, хоре и т.
п.);
– различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая
(фиксируется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);
– занятия в учреждениях дополнительного
образования, на различных учебных курсах;
– участие в научных конференциях, учебных семинарах и
лагерях.
|